+7 (499) 450 55 74
Пн-Пт с 9:00 до 19:00
г.Москва, ул.Смольная, д.24А, офис 43
hello@delonix.su
Перезвоните мне
Задать вопрос
500
02.03.2018

RGB, CMYK, пантоны…Что нужно знать при размещении заказа? Часть 1

Сегодня речь пойдет о том, как передается цвет в полиграфии. Этот, казалось бы, узкоспециальный вопрос на самом деле чрезвычайно актуален для всех, кто заказывает полиграфические и сувенирные изделия, будь то брошюра, буклет, визитка или POS-материалы.

Когда Вы, не будучи осведомленны в том, как «это» работает, приходите в типографию даже со своим готовым макетом или логотипом, вам начинают задавать непонятные и даже пугающие иногда вопросы. Вас спрашивают: «Сколько в вашем в макете цветов? Но как вам посчитать?» Ну черный, зеленый…розовенький, белый, наверное.

Потом Вас огорошивает пре-пресс, что макет сделан в цветовой модели RGB, а надо бы в CMYK, и эти аббревиатуры звучат как абракадабра. И, наконец, у Вас спрашивают, а каким пантоном надо нанести логотип на ручку, чем окончательно выбивают его из колеи. Хорошо, когда у компании, которую Вы представляете, есть грамотно выполненный брендбук, где все эти нюансы прописаны. Но часто клиенты и не подозревает, что «так можно было», пока не сталкивается с необходимость что-то для себя напечатать или заказать «сувенирку».

Итак, давайте разбираться, что скрывается за страшными аббревиатурами «CMYK», «RGB» и что за зверь этот «пантон». На самом деле, тут все довольно просто.

Начнем с цветовой модели RGB. Давайте, для начала вспомним, откуда мы получаем информацию о цвете. Из школьного курса мы помним, что глаз человека это светочувствительный инструмент, где есть палочки и колбочки, которые воспринимают разные участки спектра, и уже в голове у человека складывается целая картинка.

В чем-то это похоже на то, как строится цветное изображение на экране мониторов и телевизоров. Цвет на экране монитора формируется при объединении лучей трех основных цветов - красного, зеленого и синего. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трех цветов дает черный цвет.

Именно это и есть цветовая модель RGB. Все цвета в ней образуются как сумма излучений трех цветов, как мы уже говорили: красного (red), зеленого (green) и синего (Blue). Если сложить первые буквы этих цветов, то и получится RGB. Сочетание этих цветов в разной пропорции и образует все богатство и многообразие цветов, которые мы видим на мониторе.

Где же используется RGB? Во всех сферах, где итоговым продутом является статичная или движущаяся картинка на мониторе, то, что сейчас называют словом Digital. Это, прежде всего, веб и моушн-дизайн.

Можем ли мы использовать такой способ построение изображения для печати на любой поверхности? Очевидно, что нет. Для передачи изображения на мониторе мы используем излучение разной степени  яркости и насыщенности. А чтобы перенести картинку на поверхность, мы используем цветные пигменты или краски.

И для того, чтобы придать этот способ построения изображения, используется другая цветовая модель, а именно CMYK. Эта модель передает то, как формируется картинка при печати (мы для простоты будем иметь ввиду офсетную печать). Чтобы передать цветную картинку, на белый (в общем случае) лист бумаги наносятся при помощи печатной машины последовательно краски четырех цветов: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta), желтого (Yellow), черного (Black). Эти краски полупрозрачны, они накладываются друг на друга, частично поглощая падающий на лист бумаги свет, выступая как своеобразные светофильтры, и их сочетание и образует все многообразие цветов, например, сочетание голубого и желтого дают зеленый цвет, сочетание желтого и пурпурного – красный, голубого и пурпурного дают глубокий синий цвет, а если мы соединим все вместе – мы получим черный цвет.

Но, спросите вы, зачем же нам тогда нужен отдельный черный цвет, если мы прекрасно можем обходиться тремя? Дело в том, что в нашем реальном мире краски имеют разную оптическую плотность и смешиваются неидеально, и их смешение зачастую дает не черный, а некий бурый цвет, поскольку голубая краска слабее, чем прочие цвета, что проявляется посторонний оттенок. Это одна из причин, по которой в полиграфии используется дополнительный черный цвет.

Итак, цветовая модель CMYK состоит из аббревиатуры цветов Cyan (голубого), Magenta (пурпурный)…и вот тут есть хитрость. Чтобы не путать первую букву слова Black (черный) и Blue (синий, так исторически в полиграфии иногда называли голубой, он же синий цвет), для обозначения черного использует слово key (ключевой) или kontur  (тут мнение источников разнится)) , в общем в итоге мы и получаем букву K в названии CMYK.

Стоп-стоп-стоп, воскликнет внимательный читатель (который, надеюсь, дочитал нашу статья до этого места), но у меня в макете нет никакого пурпурного, нет ярко-голубого, у меня есть розовенький, бежевый и светло серый! И фотография. Как же передать эти оттенки? Сейчас объясним. Подобно тому, как в RGB изображение формируется разной интенсивностью излучения, так при печати полутона передаются разной площадью запечатки изображения красками при помощи типографского растра.

Каждый цвет (которых, как мы помним, четыре), имеет градации тона от 0 до 100 %. Чтобы передать эти тона при печати и используется типографский растр (для простоты мы будем иметь ввиду линейный растр). Нам напечатанное офсетной печатью изображение (градиент или фотография) кажется непрерывным, но если мы посмотрим на изображение в лупу, то увидим, что оно распадется на множество маленьких точек. Образующих рисунки в виде розеток. Это и есть растровые точки.

 

Давайте сначала рассмотрим для простоты, некий тоновый градиент от белого к черному, те самые пресловутые 50 оттенков серого. Итак, в белом цвете 0% черного , соответственно в нем будет 0 растровых точек, это по сути цвет используемого для печати материала. Как только серый цвет появляется, появляются и растровые точки. Они в линейном растре отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии, но в зависимости от процента запечатки имеют разные размеры. В светло-сером цвете 10% серого, и это точки небольшого размера, и между ними большие просветы. В среднем сером 30 % черного, и точки становятся больше, а просветы между ними, соответственно, меньше. В 50% сером соотношение точек и просветов, 50/50. И в дальнейшим мы видим уже не точки, которые соединяются краями, в просветы между ними. В темно-сером, 70% черного, точки краями смыкаются между собой, И в дальнейшим мы видим уже не точки, которые соединяются краями, в просветы между ними. В 90% сером, почти черном, эти просветы еле видны. Наконец, в 100% черном уже нет никаких просветов, и мы видим сплошную черную, как говорят полиграфисты, плашку.

Подобным образом передаются и оттенки других цветов: голубого, пурпурного, желтого. Все вмеcте они образуют растровые сетки, которые переносятся на печатную поверхность (а мы помним, что краски у нас частично прозрачны), и , накладываясь под разными углами, взаимодействуют друг с другом, образуя все богатство цветов и оттенков, которые мы получаем при печати, в том числе светлые и темные оттенки, плавные градиенты и фотоизображения.

Так что, когда вас спрашивают про цвет, а у вас на руках макет с красочными картинками,  в большинстве случаев это означает, что у вас в макете 4 цвета (полноцвет), т.е., ваш макет будет напечатан четырьмя цветами (CMYK). Есть еще смесевые цвета или пантоны, но о них мы поговорим отдельно.

Продолжение следует...

Специалисты Delonix знают о цветах все! Поэтому вы всегда можете обратиться к нам и заказать печать любой цветовой гаммы. Мы сделаем это быстро и качественно!

 

 

Да. Пантонный веер необходим дизайнеру в жару. Все. Другого практического и полезного применения пантонника дизайнером нет. И сейчас объясню …

Сталкиваясь с большим количеством потенциальных поставщиков, как решить, какая типография подходит именно под ваши требования или как вы передать на аутсорс …

  Не секрет, что найти рекламное агентство, которому вы сможете доверятьна все сто, очень сложно. На рынке появилось очень много компаний-однодневок или тех, …

Добавить комментарий