Назад

RGB, CMYK, пантоны…Что нужно знать при размещении заказа? Часть 2

Опубликовано: 14.03.2018 Просмотрено: 616 просмотров

Продолжение статьи о неведомых аббревиатурах и словах,  которые так важны при печати. Первую часть вы можете прочитать здесь. 

Итак, вернемся к первой статье. А в начале статьи я озвучил проблему, когда пре-прессник заявляет, что ваш великолепно выполненный макет сделан в RGB, а надо его перевести в CMYК. В чем тут может быть проблема? Дело в том, что цветовой охват RGB намного больше, чем CMYK.

Мы помним, что RGB – это цветовая модель для передачи изображения на мониторе. Вспомните, какое буйство красок способен отразить монитор или панель телевизора. К сожалению, полиграфическая печать передать все это буйство красок не способна, потому что имеет дело не с  красками и материалами, а не со световым излучением. В результате этого картинка, созданная в RGB и переделанная в CMYK, может «полинять», т.е. утратить первоначальную яркость. Особенного это касается ярко-голубых тонов, все мы видели, как  выглядит ярко-голубое небо в жизни, и насколько бледнее и невыразительнее оно выглядит на напечатанном изображении. Но страдают также и ярко-зелёные, красные и желтые оттенки. Хуже еще то, что при переходе в CMYK цвета, выходящие за пределы цветового охвата, схлопываются, и картинка утрачивает светотеневой рисунок, который передавали различия в яркости утраченного цвета, и становится плоской. Или части с утраченным цветом превращаются в странные области с ореолом. В-общем, картинка «портится».

Избежать этого можно, если сразу готовить макет для полиграфии в CMYK, или хотя бы обращать внимание на предупреждающий восклицательный знак в палитре многих графических редакторов, который говорит нам, что этот цвет выходит за пределы цветового охвата при печати.

Ну, и наконец, что же такое пантон? Дело в том, что кроме рассмотренных нами используемых цветов CMYK в полиграфии используют еще смесевые цвета или пантоны. Смесевые цвета получаются не комбинацией красок CMYK, а смешивается из некоторого набора базовых пигментов, и таким образом мы получаем уже готовый зеленый, красный, серый и т.п. цвет, который мы можем использовать в качестве дополнительного цвета при офсетной печати, а можем и как самостоятельный цвет, например, если у нас стоит задача напечатать синий фон и зеленый логотип, мы можем это сделать из двух готовых пантонов.

Зачем это делается? Причин может быть несколько. Если у вас есть какой-то фирменный цвет, то он должен оставаться неизменным независимо от тиража, особенностей печатной машины и других факторов, которые могут повлиять на цветопередачу  при печати CMYK. Как я вам рассказывал, цвет при печати состоит из разного процента растра четырех базовых цветов, и отклонение одного из этих цветов может изменить оттенок передаваемого цвета достаточно серьёзно. Чтобы этого избежать, и вся линейка вашей полиграфической продукции выглядела одинаково вне зависимости от условий печати, и используют пантоны.

Вторая причина в том, что пантоны значительно расширяют возможный цветовой охват при печати. Пантонами можно напечатать цвет, который не получится точно воспроизвести цветами CMYK, например ярко-оранжевый. Кроме того, можно воспроизвести цвета, которые в принципе напечатать кроме как пантонами невозможно, например, металлизированные, неоновые, флуоресцентные цвета. Все это позволяет выделить вашу полиграфическую продукцию, придать ей стильный и дорогой вид.

Наконец, при некоторых видах печати используются только пантоны, прежде всего это печать, связанная с нанесением вашего логотипа и другой информации на сувенирную продукцию, к примеру, пакеты, флэшки, ручки, деловые папки, на одежду.  Это такие способы печати как тампопечать, шелкография, термотрансфер, во многих случаях флексопечать.

При это надо учитывать следующие моменты:

1) Не стоит вводить большое количество цветов. Каждый новый цвет делает печать более сложной и дорогостоящей. Обычно используют для нанесения не более 3-х цветов.

2) При нанесении изображения этими способами печати нельзя передавать тоновые переходы, как при офсетной печати, поэтому пантоны наносятся только в виде 100% плашки.

3) У указанных способов печати неточное совмещение цветов, поэтому расположение разных цветов при разработке дизайна макета желательно продумывать так, чтобы их не надо было совмещать между собой.

Тут можно в очередной раз вспомнить начало нашего разговора, и ответить на вопрос, каким пантоном печатать логотип? Наиболее правильным будет задуматься об этом в момент разработки логотипа и других элементов фирменного стиля и прописать номер пантона в вашем брендбуке. Если этого не произошло, подобрать подходящий цвет вы можете сами (или это можем сделать мы с вашим согласованием) при помощи пантонного веера, которые представляют собой каталоги смесевых цветов. Наиболее известны каталоги EuroScale, выпускаемые компанией PANTONE, откуда собственно и пошло название смесевых цветов – пантоны. Каждый пантон имеет свой номер, и, зная это магическое число, любой полиграфист поймет, о каком цвете идет речь, даже если он в глаза не видел вашего макета.

Библиотеки пантонов также имеются в наиболее распространенных графических редакторах, и дизайнер, который занимается вашим макетом, может его легко там найти, и использовать в работе.

Итак, мы с вами проделали большую работу, научились отличать RGB от CMYK (мы больше не боимся этих букв), мы узнали, как закладывается цвет при печати, как используются смесевые цвета или пантоны, как можно нанести логотип на сувенирную продукцию. Такая информированность позволит Вам более осознанно и правильно принимать управленческие решения при подготовке и размещении заказа, связанного с полиграфией и сувенирной продукцией. Спасибо за внимание. 

Специалисты Delonix знают о цветах все! Поэтому вы всегда можете обратиться к нам и заказать печать любой цветовой гаммы. Мы сделаем это быстро и качественно!